Допускается ли оплата по заключенному муниципальному контракту (электронный аукцион на капитальный ремонт здания) по договору цессии?

Ситуация: заключено дополнительное соглашение к контракту, по договору цессии банковские реквизиты изложены в новой редакции. Заказчик уведомлен о договоре цессии официально. Подрядчик по контракту не меняется. Казначейство отказывается проводит платеж, ссылаясь на рекомендательные письма Минфина.

Спасибо!

Согласно ч. 5 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика). Исключения составляют случаи, когда новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Подрядчик (победитель торгов) вправе уступить требование по оплате работ третьему лицу, если заключение договора было возможно только путем проведения торгов (п. 7 ст. 448 ГК РФ). Положения ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, являющиеся специальными нормами по данному вопросу, прямого запрета на такую уступку не содержат.

Однако некоторые госорганы, в частности Минфин России, придерживаются противоположной позиции. До внесения соответствующих изменений в законодательство оплата по контракту может осуществляться только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в контракте. К такому выводу Минфин России приходит исходя из того, что условие о порядке оплаты, включая платежные реквизиты, указанные в контракте, не может изменяться в силу его существенного характера, а также того, что бюджетным законодательством не определен порядок санкционирования оплаты контрактов третьему лицу (Письмо Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/22843, Письмо Казначейства России от 23.08.2019 N 07-04-05/05-18156 вместе с Письмом Минфина России от 16.08.2019 N 09-04-06/62906).

Готовятся поправки в Бюджетный кодекс РФ и Закон N 44-ФЗ, которые предусматривают запрет уступки права требования по денежным обязательствам, возникшим при закупках для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (Письма Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/22843, от 05.09.2017 N 24-05-09/57010).

 

Судебная практика:

 

Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)

"...17. Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству Российской Федерации..."

 

Вывод из судебной практики: Подрядчик вправе уступить третьему лицу право требования оплаты работ, выполненных по государственному (муниципальному) контракту.

11 декабря 2020, 15:50

По мнению Курского УФАС России, заключение договора цессии по уже исполненному Подрядчиком договору не противоречит положениям  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», гражданского законодательства.

Между тем, порядок оплаты денежного обязательства, возникающего из государственного (муниципального) контракта, определяется Бюджетным кодексом РФ, разъяснения норм которого не относятся к компетенции ФАС России.

Наверх